Quote (Leo)
А мое мнение такое. Преображенский по сути, конечно же, персонаж не менее карикатурный, чем сам Шариков. Злая, холодная карикатура, ничего общего не имеющая с двумя образами, созданными Евстигнеевым и Толоконниковым (оба сыграли гениально, и оба отошли от авторского замысла, и можно это понять, учитывая эпоху). Русские интеллигенты - не самая лучшая их часть, если следовать тексту - создали нового человека (создали из лучших и одновременно глупых побуждений - "евгеника", улучшение человеческой природы и т.п.), на которого возложили надежды, и который сожрал своих создателей, как только окреп. Вот и вся фабула.
Привет участникам автопробега!
Не всех, правда, узнаю в гриме, но со временем разберусь.
И, пока не минул год с цитируемого сообщения, спешу поделиться мыслями.
Ой ли, товарищ Лео?
Мне почему-то кажется, что карикатурного в Преображенском не так уж много – ровно столько, насколько у М.А. хватило самоиронии, чтобы посмотреть на себя и «своих» со стороны – т.е., не выходя за рамки своих классовых пристрастий (а к своей социальной роли они относились серьезно).
Не говорю об этом с осуждением, они действительно были, а не только ощущали себя «солью земли» русской, впрочем, как и всякая аристократия во все времена.
И они, в общем-то, имели на это право (естественно, в рамках представлений о социальной справедливости, которые существовали на тот момент).
Потому, что вместе с правами у них были и обязанности, которые они более или менее остро осознавали; и была явная историческая перспектива ответить своими жизнями и жизнями своих детей за неумение с ними справиться.
Нынешние «духовные наследники» Преображенского унаследовали только снобизм, аккуратно дистанцировавшись от всего остального.
Да, конечно же, их никак нельзя обозвать «правящим классом», но тем смешнее их претензии на аристократизм.
Что касается фильма, то там, мне кажется, был подчеркнут, я бы даже сказала, утрирован сатирический посыл в сторону шариковых, а изначально и так приглушенный - в сторону Преображенских, и вовсе изъят. Но в книге есть, несомненно, и та линия, на которой сделал акцент Бортко.
Евстигнеев великолепен, Толоконников, на мой взгляд, пережимает.
Но тут дело вкуса.