По поводу легитимности полномочий госчиновников любого уровня: Правило здесь тоже очень простое и логичное. Оно вытекает из суверенитета граждан. Государство в целом, как легитимный институт, источником своих полномочий может иметь лишь права граждан, и в первую очередь право на самооборону от насилия и обмана, а также на справедливый и беспристрастный суд.
Этими правами обладает правопослушный человек от рождения, но в "естественном состоянии" (в состоянии, когда никаких общественных институтов на Земле еще нет) ими воспользоваться, как правило, не может. Правонарушитель в естественном состоянии имеет над правопослушным человеком преимущество потому, что сам гарантирован от нападения и может выбрать для своего правонарушения, во-первых, посильную жертву, а во-вторых, наиболее подходящий для нападения момент.
Но в тех случаях, когда правопослушному субъекту все же удается отразить нападение и одолеть нападавших, он - в естественном состоянии - безусловно вправе выступить перед ними обвинителем, судьей и палачом в одном лице. Хоть при этом ему и приходится быть судьей в собственном деле.
Но учреждая политический институт, общество правопослушых граждан прежде всего наделяет своих избранников полномочиями по пресечению преступных действий и единым для всех правосудием. Очевидно, что эти полномочия являются ничем иным, как добровольно делегированными правами граждан, на эту самую самооборону и правосудие.
Никаких других источников легитимных властных полномочий на Земле НЕТ.
И этот факт позволяет сформулировать то самое простое правило: поскольку ни один человек не может делегировать другому того, чего сам не имеет, постольку все легитимные властные полномочия государства и его служащих не могут представлять собой права, которыми не обладает ни один свободный правопослушный гражданин.
Пример: зададимся вопросом - может ли демократическое государство легитимно менять налоговую систему в свою пользу в процессе правления парламента между созывами?
Ответ: очевидно нет. Потому что ни один человек, заключивший контракт с другим субъектом, не вправе единолично менять его условия в свою пользу до истечения контракта.
Кроме прав на самооборону и правосудие, граждане могут делегировать государству также и права на "благотворительность", назваемые "соцзащитой". И обычно так и поступают. Но это - крайне неразумно с их стороны.
Вообще, предоставления государству лишних полномочий увеличивает его долю в общественном продукте, который само государство не производит. Увеличение этой доли - увличивает его бюрократический аппарат. А как показывает опят (и легко показать аналитически) - при увеличении аппарата больше критического наступает порочная обратная связь: увеличивается доля государства - растет аппарат и делает все, чтобы еще увеличить свою долю...