Quote (InTheBalance)
а вот в это мне не верится
В реальность морали? Так никто и не заставляет. Просто, если речь идет о ее месте в речи, следует понимать, что без морали речь теряет большую часть своей информативности и познавательности. Если не всю. Коннотации обессмысливаются напрочь и становятся чисто инстинктивными.
Но и в самой реальности полностью теряются осмысленные ориентиры.
Миша, я боюсь, что ты сводишь мораль (как витяд и его присные) к межчеловеческим взаимоотношениям, а "хорошо-плохо" - к "альтруизм-эгоизм". А это неверно. Мораль прежде всего - система оценок. Если отказаться от нее полностью, то что, к примеру, толку от правоты? Допустим, ты прав. Ну и что? Что дальше?
Если из твоей правоты ничего не следует, то из моей неправоты следует не меньше. Как и из неправты гитлеров-сталиных-чикатил. И тех пидриотов, что обзывают все такие обсуждения "еврейскими штучками".
Если обсуждение копрофагии и каннибализма - не более, чем спор о вкусах, то и Гурджиев в том же ключе та же машина, как и все остальные - но просто испорчена по-собому.
Основной вопрос, на который отвечает "общественная мораль" (или реципрокальный альтруизьм) - что должно выбирать?
Этика, чтобы быть учением, обязана отвечать на вопрос - почему что-либо должно? Именно этого вопроса тщательно избегают атеисты и "реципрокальные альтруисты".
"Должно" - крайнее категоричное выражение понятия, согласно которому любой частный выбор может быть "объективно" предпочтительным. И вот тут, Миша, вопрос стоит ребром: либо существует для разумного существа разумная основа объективной предпочтительности, либо - нет. Если нет, значит нет этики, истинной морали, а все коннотации - порождение материальных воздействий на материальную природу материальных инстинктов и прочих электрохимических механизмов. Спорить не о чем, а по большому счету и некому. О чем могут спорить химические реакции? Даже если они производят звуки, которые в буквах выглядят: "Я - Миша-Ниндзя, и я прав".
Но если за этими звуками что-то осмысленное кроется - придется признать, что осознавать это предпочтительно. А разумному существу еще и задаться вопросом: "А почему, собственно?"
Заметь: я ни слова не сказал о метафизике или пост-метафизике. Вот это здесь - полный оффтоп.