Сионист Об этических проблемах
Это не просто сложный, но в западной цивилизации -- неразрешимый вопрос. Он необходимо приводит к внутреннему противоречию в любой западной юриспруденции, посокльку это попытка противопоставить ценность жизни одного ценности жизни другого. Допустим, смертная казнь является инструментом правосудия. Некоторые согласятся, другие -- нет. Но самоцель правосудия присуща нашей юриспруденции.
Однако тут совсем не тот случай. Тут цель не правосудие, а спасение жизни одного за счет жизни другого, пусть даже, преступника. Этот вопрос неразрешим в нашей цивилизации.
Удивительно, но это вопрос был решен в иудаизме лет 1800 назад. Нельзя пожертвовать жизнью одного для спасения жизни другого (вне зависимости от квалификации этих двух людей). Более того, нельзя пожертвовать жизнью одного для спасения любой группы людей. Более того, считалось грехом самопожервование для спасения группы людей, хотя самопожервование для некоторых других целей было приемлимым. Например, массовое самоубийство Масады, хоть и не поощряется иудаизмом, но не является грехом. А вот Александр матросов -- грешник.
Это тяжелейшие этические вопросы. Например, в этих рассуждениях я приравниваю пытку к смерти. Быть может, это недозволенный прием. Тут явно будут разногласия.
Из каких принципов иудеи понахватали эти идеи? Прямиком из утверждения, что мы сотворены по образу и подобию. И этот образ и подобие даны нам не навсегда, а как бы взаймы. Ведь Бог возмет эту жизнь назад. И посему, не нам распоряжаться этой жизнью и смертью, а Богу. Но позвольте, откуда тогда смертная казнь? Сам Бог перечислил случаи, когда смертная казнь людским судом допустима, а иногда даже -- необходима. Но мы считаем, что это Бог так положил, а не человек.