Можно ли творить добро?
|
|
InTheBalance | Дата: Четверг, 16.06.2011, 18:30 | Сообщение # 16 |
Вас.Вас.Каменский
Группа: Друзья
Сообщений: 5237
Статус: Offline
| "добро" или "доброе дело"?
|
|
| |
Ивица | Дата: Четверг, 16.06.2011, 18:31 | Сообщение # 17 |
Камикадзе
Группа: Друзья
Сообщений: 1230
Статус: Offline
| В моей проповеди под "добром" понимались именно "добрые дела".
|
|
| |
Korsar37 | Дата: Четверг, 16.06.2011, 19:39 | Сообщение # 18 |
Мракобес Универсума
Группа: Друзья
Сообщений: 2091
Статус: Offline
| Quote (InTheBalance) это же ответ, а не вопрос? Мой ответ. А меня интересовал вопрос: как этому относятся мои приятели по форуму?
А навело на этот вопрос название другой темы
Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис
|
|
| |
Korsar37 | Дата: Четверг, 16.06.2011, 19:43 | Сообщение # 19 |
Мракобес Универсума
Группа: Друзья
Сообщений: 2091
Статус: Offline
| Quote (Ивица) Добро, безусловно, связано с миром ценностей. Оно предполагает существование Другого в качестве базовой ценности. Добрые люди объективно способствуют прогрессу и торжеству на Земле собственно человеческого. Отрицать добро, на мой взгляд, - становиться на неверный путь. Вот это как раз то, с чем я решительно не согласен. "Прогресс и торжество на Земле собственно человеческого" - сие есть гуманизм. Сиречь, от дьявола.
Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис
|
|
| |
Ивица | Дата: Четверг, 16.06.2011, 19:56 | Сообщение # 20 |
Камикадзе
Группа: Друзья
Сообщений: 1230
Статус: Offline
| Я попытался лишь нащупать некий объем семантической среды, в котором можно попробовать ухватить это самое добро за бороду. В данном случае не давая каких-либо оценок.
Но что мне показалось интересным: ведь и Ленин тоже не любил "добреньких".
И корень, в принципе, тоже залегал в идеологии: "добренькое" - чуждый классовому подходу элемент мелкобуржуазной "теории малых дел".
|
|
| |
InTheBalance | Дата: Четверг, 16.06.2011, 20:09 | Сообщение # 21 |
Вас.Вас.Каменский
Группа: Друзья
Сообщений: 5237
Статус: Offline
| Quote (Korsar37) интересовал вопрос: как этому относятся мои приятели по форуму? ну, я, к прмеру, к этому не отношусь никак, а к тебе - хорошо
|
|
| |
InTheBalance | Дата: Четверг, 16.06.2011, 20:10 | Сообщение # 22 |
Вас.Вас.Каменский
Группа: Друзья
Сообщений: 5237
Статус: Offline
| Quote (Korsar37) сие есть гуманизм. Сиречь, от дьявола
|
|
| |
Korsar37 | Дата: Четверг, 16.06.2011, 20:12 | Сообщение # 23 |
Мракобес Универсума
Группа: Друзья
Сообщений: 2091
Статус: Offline
| А я попытался лишь сказать, что нет никакой объективной нравственной оценки того, что уже стало реалиями жизни. Сиречь, "сотворенным". Все, что существует в реальности - не имеет этической оценки с точки зрения атеизма, и не может быть этически оценено с точки зрения боговера. Но лишь Провидением.
Но есть оценка решения, поступка, выбора. И по праву ее может производить только нравственное чувство человека - глас Бога в нем. (Или "Предвечного Света". Или "Великой Пустоты").
И каждый человек, принимая решение, делая выбор, отвечает за этот выбор, решение перед этим гласом.
А другое, на мой взгляд, попросту не рационализируется и не логизируется. И вообще бессмысленно.
Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис
|
|
| |
InTheBalance | Дата: Четверг, 16.06.2011, 20:16 | Сообщение # 24 |
Вас.Вас.Каменский
Группа: Друзья
Сообщений: 5237
Статус: Offline
| Quote (Ивица) И корень, в принципе, тоже залегал в идеологии: "добренькое" - чуждый классовому подходу элемент мелкобуржуазной "теории малых дел" не верил ильич, что у человека есть какие-то качества безотносительно других людей... впрочем, верил, конечно, и знал, но в его игре это не входило в условия. относился он к проживанию жизни как к участию в форуме руслиберал. --- а "добрый" - это отнюдь не "мягкий как говно". имхо - ленин был прав
|
|
| |
InTheBalance | Дата: Четверг, 16.06.2011, 20:19 | Сообщение # 25 |
Вас.Вас.Каменский
Группа: Друзья
Сообщений: 5237
Статус: Offline
| Quote (Korsar37) не (1) рационализируется и не (2) логизируется. И вообще (3) бессмысленно. у каждого своя троица --- во имя 1 - отца, и 2 - сына, и 3 - святого духа
|
|
| |
Korsar37 | Дата: Четверг, 16.06.2011, 20:25 | Сообщение # 26 |
Мракобес Универсума
Группа: Друзья
Сообщений: 2091
Статус: Offline
| Quote (InTheBalance) (1)а "добрый" - это отнюдь не "мягкий как говно". (2)имхо - ленин был прав Конечно, нет! По всей "двоице"
А ленин в добре понимал меньше, чем в гавне. А в гавне ни хрена не понимал.
Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис
|
|
| |
Ивица | Дата: Четверг, 16.06.2011, 20:28 | Сообщение # 27 |
Камикадзе
Группа: Друзья
Сообщений: 1230
Статус: Offline
| Со вторым Вашим тезисом (насчет невербализуемого нравственного чувства человека, лежащего воснове принятия решений) я согласен.
Насчет отрицания возможности "объективной нравственной оценки" как таковой возражу вот в каком ключе. На самом деле существует некий общий уговор (договор; текущий консенсус) по вопросу что есть комильфо, а что - не очень. Он берется более или менее не с потолка, а обобщает некий опыт выживания (или так "более экономного выживания") на конкретном "этапе развития производительных сил". Для каждого индивида этот текущий консенсус - неплохая придержка, хотя именно придержка, ибо к регламентации он подходит творчески: "не убий" среднестатистически соблюдает лучше чем, скажем, "не желай жены ближнего". Там, как получится. Но среднестатистически получается, в общем-то, неплохо.
Соль в том, что такое подвижное нахождение в рамках этого (опять же подвижного) консенсуса - плюс-минус и есть нравственность. Нравственный выбор, соответственно, есть мейнстрим-выбор.
В такой трактовке нравственности имеет смысл еще раз обратиться к понятию добра. Оно немножко выбивается из мейнстрима, поскольку довольно резко направлено против самосохраняющей тенденции (в то время как нравственность как целое в равнодействующую самосохранений хорошо вписана). Но выбивается не в маргинальной зоне, а в, так сказать, авангардной. Оно как бы "движет" нравственность, не дает ей "закостененть".
Что-то вот в таком ключе.
|
|
| |
Ивица | Дата: Четверг, 16.06.2011, 20:36 | Сообщение # 28 |
Камикадзе
Группа: Друзья
Сообщений: 1230
Статус: Offline
| Quote (InTheBalance) а "добрый" - это отнюдь не "мягкий как говно". имхо - ленин был прав
Боюсь, двигаясь в этом направлении, мы припишем Ленину то, чему он искренне удивится
Но Ваша мысль о суровости подлинного добра восторженного приятия у меня, пожалуй, не вызывает. Добро (в очерченных мной рамках) на то и добро, чтобы быть мягким, щадящим Другого во всех отношениях.
|
|
| |
InTheBalance | Дата: Четверг, 16.06.2011, 22:56 | Сообщение # 29 |
Вас.Вас.Каменский
Группа: Друзья
Сообщений: 5237
Статус: Offline
| Quote (Korsar37) А ленин в добре понимал меньше, чем в гавне. А в гавне ни хрена не понимал во! именно! --- так примерно вот и отношусь к господу богу. ну, и к ленину тожа. --- встретишь будду - убей буддуQuote (Ивица) на то и добро, чтобы быть мягким, щадящим Другого во всех отношениях всё же, речь вы ведете о доброте, о характеризовании человека человеком. имхо - сергей спрашивает про другое Quote (Ивица) Боюсь, двигаясь в этом направлении, мы припишем Ленину то, чему он искренне удивится и ладно. не жалко
|
|
| |
InTheBalance | Дата: Четверг, 16.06.2011, 23:13 | Сообщение # 30 |
Вас.Вас.Каменский
Группа: Друзья
Сообщений: 5237
Статус: Offline
| Quote (Korsar37) есть оценка решения, поступка, выбора. И по праву ее может производить только нравственное чувство человека - глас Бога в нем. (Или "Предвечного Света". Или "Великой Пустоты"). знаешь, если всерьез, то здесь есть момент, который ты привносишь, а привносить его и не обязательно и лучше не надо. этот момент - оценка. выбор этот, происходящий непосредственно изнутри, или от бога, или неважно как и откуда по названию, - безоценочный. оценка как деятельность встает между непосредстенным выбором и шагом после этой развилки. оценка производится в этом трехмерном мире инкубусов, суккубусов, раввинов, попов, мудрецов и мудаков - нами отдельно от того, что и кого неважно как называть. --- цель работы - достижение состояния такого безоценочного выбора, именуемого, в частности, "нирвана" или "святость"
|
|
| |