Понедельник, 29.04.2024, 19:44
RSS
   ЗАПАСНОЙ
   АЭРОДРОМ

главная






[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rainyday  
Форум » Мироустройство (наука и миф) » Уравнять в правах науку и миф не удалось. Вопросы остались » Сверхценные идеи (в "социопсихологии")
Сверхценные идеи
Korsar37Дата: Воскресенье, 06.05.2012, 06:42 | Сообщение # 1
Мракобес Универсума
Группа: Друзья
Сообщений: 2091
Репутация: 3145
Статус: Offline
Сам я впервые столкнулся с этим понятием во время обследования в Томской стражной клинике, на предмет вменяемости (неизбежное следствие привлечения к "уголовной ответственности за преступления против государства"). Там же меня окрестили "гипертимической личностью, но без склонности к патологии". Основанием к такому "диагнозу" служили мои "самонадеянные убеждения в том, что отдельные недостатки советского государственного и общественного строя могут корениться в объективной неверности самой передовой философии". Что по-видимому следует считать справедливым, поскольку соответствует фактам.

Но насчет "сверхценной идеи" согласиться не могу.
Quote
Сверхценности всегда окрашены сильным чувством, и тем, что переживаются они как нечто глубоко личностное (а значит, психическая самозащита от них невозможна).

В такое широкое понимание сверхценности попадают тревожная мнительность, болезненные сомнения, некоторые виды бреда. Сверхценные идеи занимают в сознании доминирующее положение, рассматриваются больными как вполне обоснованные, что побуждает человека активно бороться за реализацию этих идей. Такие идеи принимают форму гипертрофированной, болезненной убежденности в том, чего на самом деле нет. В отличие от бреда, эта убежденность всегда имеет под собой реальные факты, которые переоцениваются, сверхоцениваются (ревность, любовь, изобретательство и др.).

Никогда мои "сверхценные идеи" не вызывали у меня желания "за них бороться". Фактически они были для меня просто интересной и объективно важной интеллектуальной задачкой, которую я готов был обсуждать с каждым, кто способен ее воспринять, оценить и выразить к ней сознательно-рациональное отношение.

Как и сейчас.

Идея "объективного добра (объективной предпочтительности)" - суть проявление необходимости. Особенно в тех случаях, когда кто-либо отстаивает свое "мнение" по тому или иному вопросу с явным сильным чувством (главным признаком "сверхценной идеи"). А сила проявления этого чувства достаточно отчетливо просматривается по тому факту, что естественное недовольство фактом возражения своему мнению переносится на возражающего...

Но само по себе это сильное чувство ребром ставит вопрос о правоте, которая может быть установлена лишь на основании общего для оппонентов критерия. И я попросту не вижу другого возможного критерия кроме объективной предпочтительности.

И не вижу НЕ по причине узости собственного мышления, но потому, что за все время моих дискуссий на этот счет, НИКТО мне такового не предложил.


Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис

Сообщение отредактировал Korsar37 - Воскресенье, 06.05.2012, 07:20
 
Korsar37Дата: Воскресенье, 06.05.2012, 12:58 | Сообщение # 2
Мракобес Универсума
Группа: Друзья
Сообщений: 2091
Репутация: 3145
Статус: Offline
Quote (ODin)
"Голые Джон и Йоко против войны" - это "голые ДЖОН и ЙОКО ПРОТИВ войны", а "Голые Коза и Бармалей против Всего Плохого в России" - это всего лишь "голые какая-то девка с каким-то пацаном - неэротичная хуйня".
А мне - как раз это практически безразлично. Потому что, кроме литературы я искусство и "искусство" воспринимаю только в форме "нравится-не нравится-беспонятия". И "брезгую" при наличии эксгибиционистской психопатологии.

Другое дело - политический аспект.

В том, что в отношении к пуськам со стороны "левых интеллектуалов" мы имеем сверхценную идею - сомневаться не приходится.
Потому что у людей толковых, интересных, остроумных и "самоироничных" вдруг отказывает все разом вплоть до ощущения собственных интересов. И появляется иррациональная враждебность по отношению к недавним приятелям, вся вина которых может выражаться лишь в неопровергаемой аргументации мнения противоположного.

Смотрим:
Ругать власть и ее сателлитов имеет смысл только в том случае, если к этой ругани хоть кто-нибудь прислушивается и рассматривает ее всерьез. Среди тех, кто относится к власти достаточно радикально, ругать ее - только тратить время. Необходимо думать о том, что следует предпринять.
И в этой связи (применительно к ситуации):

1. необходимо находить общий язык со всеми сторонниками смены власти и координировать с ними свои действия;

2. необходимо отличать противников власти от ее сторонников по их действиям (прагме);

3. необходимо дорожить союзниками и пренебрегать противниками.

Все три эти очевидные правила были посланы в песду писькам. И "виноватыми" оказались самые тверезые.


Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис

Сообщение отредактировал Korsar37 - Воскресенье, 06.05.2012, 13:00
 
InTheBalanceДата: Воскресенье, 27.05.2012, 22:07 | Сообщение # 3
Вас.Вас.Каменский
Группа: Друзья
Сообщений: 5237
Репутация: 7966
Статус: Offline
В Европе одна жен­щина уми­рала от опас­ной болезни, осо­бой формы рака. Врачи счи­тали, что только одно лекар­ство может спа­сти ее. Это была раз­но­вид­ность радия, кото­рую недавно открыл фар­ма­цевт, жив­ший в том же городе. При­го­тов­ле­ние лекар­ства было очень доро­гим, но фар­ма­цевт запро­сил в 10 раз больше, чем сто­ило его при­го­тов­ле­ние. Он запла­тил 200$ за радий и потре­бо­вал 2000$ за малень­кую дозу лекар­ства. Муж боль­ной жен­щины, Хайнц, кинулся одал­жи­вать деньги, но смог собрать только 1000$, т.е. только поло­вину цены. Он ска­зал фар­ма­цевту, что его жена уми­рает, и попро­сил про­дать лекар­ство дешевле или в рас­срочку. Но фар­ма­цевт ска­зал: “Нет, я открыл лекар­ство и теперь буду зара­ба­ты­вать на нем”. Хайнц при­шел в отча­я­ние, он хочет вло­миться в аптеку и украсть лекарство.

Соот­вет­ственно, вопрос в том, как к этому слу­чаю отно­ситься? Пра­вильно ли Хайнц посту­пит, если укра­дет? Как бы я посту­пил на месте Хайнца?

Перед тем, как читать дальше, попро­буйте вжиться в эту ситу­а­цию и при­нять для себя реше­ние, как бы вы поступили.

сверхценности, ценности, пути
 
Korsar37Дата: Понедельник, 28.05.2012, 05:05 | Сообщение # 4
Мракобес Универсума
Группа: Друзья
Сообщений: 2091
Репутация: 3145
Статус: Offline
Quote (InTheBalance)
сверхценности, ценности, пути
Примитив.

Квазизадача довольно обычная. К сверхценным идеям отношения не имеет. Сама по себе. А привязать к ним можно все, что угодно.


Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис

Сообщение отредактировал Korsar37 - Понедельник, 28.05.2012, 05:05
 
InTheBalanceДата: Понедельник, 28.05.2012, 05:17 | Сообщение # 5
Вас.Вас.Каменский
Группа: Друзья
Сообщений: 5237
Репутация: 7966
Статус: Offline
Quote
Ана­ли­зи­ру­ется не ответ как тако­вой, а то, как чело­век мыс­лит, когда этот ответ полу­чает.
Т.е. ана­ли­зи­ру­ется ком­плекс­ность мыш­ле­ния, а не её некая рас­ту­щая “мораль­ность”.

Согласно Коль­бергу (и осталь­ным пси­хо­ло­гам раз­ви­тия), нет какого-то одно­значно более мораль­ного мне­ния, и в боль­шин­стве слу­чаев это ско­рее про­ек­ция нашего Супер-Эго на то, как мы сей­час счи­таем будет пра­вильно посту­пить.
Однако, вот это-то самое “то, как мы счи­таем” — зави­сит напря­мую от слож­но­сти нашего мышления.
Что это за “слож­ность мыш­ле­ния”? На при­мере всё той же дилеммы Хайнца, можно посмот­реть на раз­ные ста­дии, выде­ля­е­мые Кольбергом
:
 
Korsar37Дата: Понедельник, 28.05.2012, 05:21 | Сообщение # 6
Мракобес Универсума
Группа: Друзья
Сообщений: 2091
Репутация: 3145
Статус: Offline
Quote (InTheBalance)
Ана­ли­зи­ру­ется не ответ как тако­вой,
Если это называется "анализ", то я - папа римский.

Говоря "примитив", я имел в виду именно этот подход.


Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис
 
InTheBalanceДата: Понедельник, 28.05.2012, 05:34 | Сообщение # 7
Вас.Вас.Каменский
Группа: Друзья
Сообщений: 5237
Репутация: 7966
Статус: Offline
ты - папа римский корсар 37-й.
однозначно.
 
Korsar37Дата: Понедельник, 28.05.2012, 05:39 | Сообщение # 8
Мракобес Универсума
Группа: Друзья
Сообщений: 2091
Репутация: 3145
Статус: Offline
Quote (InTheBalance)
ты - папа римский корсар 37-й.
Ок. Но даже если и так, это - все равно нихуя не анализ.
Обсасывание пальца. Не слишком чистого (учитывая, где он только что побывал).


Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис

Сообщение отредактировал Korsar37 - Понедельник, 28.05.2012, 05:40
 
Korsar37Дата: Понедельник, 28.05.2012, 05:58 | Сообщение # 9
Мракобес Универсума
Группа: Друзья
Сообщений: 2091
Репутация: 3145
Статус: Offline
1. Эта задача могла бы иметь отношение к праву, если бы Хайнц уже вломился в аптеку, украл лекарство, дал его жене и явился с повинной в суд. Имея все шансы быть оправданным присяжными.

2. Эта задача могла иметь отношение к общественной морали, если бы в ней учитывалось наличие других людей (ебчества), моральность их и самого фармацефта.

3. Эта задача имела бы отношение к морали истинной, если бы можно было полностью войти в шкуру Хайнца, прочувствовать его отношение к жене, силу желания помочь ей выжить, а также оценить все его возможности по отысканию кредита.

В данном случае это просто логические упражнения с неопределенными аксиомами. Места мышлению я не вижу. Разве что за пределами этой "задачи".


Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис

Сообщение отредактировал Korsar37 - Понедельник, 28.05.2012, 06:00
 
Форум » Мироустройство (наука и миф) » Уравнять в правах науку и миф не удалось. Вопросы остались » Сверхценные идеи (в "социопсихологии")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024